Обзор Shenmue 3. Машина времени на вашем столе
Первую Shenmue японский разработчик Ю Судзуки выпустил в 1999 году, совершив настоящую революцию в жанре. Её полюбили за оригинальный геймплей, интригующий сюжет, неспешную подачу и проработку мира, раскрытого до мельчайших деталей. Вторая часть вышла в 2001-м, ещё глубже погрузив игроков в историю Рё Хадзуки, а эффектно поставленная концовка оборвала сюжет на полуслове, оставляя интригу для третьей части… ждать которой пришлось восемнадцать лет.
Всему виной раздутый бюджет. 70 миллионов даже по сегодняшним меркам крупная сумма, а уж для игры на Sega Dreamcast тем более. Проект с треском провалился в продажах, а хорошие оценки критиков и благоприятные отзывы простых пользователей не убедили издателя продолжить серию. Shenmue отправилась в долгий ящик — а ведь изначально Ю Судзуки запланировал историю Рё аж на шестнадцать частей! Фанаты впали в депрессию… но в 2015 году на конференции Sony неожиданно анонсировали продолжение.
Анонс вызвал бурю эмоций
Деньги на разработку собирали через краудфандинг, и, несмотря на огромный разрыв между частями, Судзуки чётко дал понять: изначальная задумка останется неизменной. Shenmue — единая история, поделённая на главы, и менять в ней что-либо он не собирается.
Увы, за восемнадцать лет игровая индустрия совершила гигантский скачок не только в графических и геймплейных решениях. Фанаты серии успели повзрослеть, игры — эволюционировать, консоли восьмого поколения — завершить жизненный цикл… а вот Shenmue III до сих пор живёт в начале нулевых. Как и в предыдущих играх серии, в ней можно пропасть на долгие часы — но только если вы истинный поклонник серии, потому что новичкам тут не рады.
Бесконечная история
Shenmue — классическая история мести. Юному Рё Хадзуки не посчастливилось наблюдать за смертью отца: того убил представитель китайской мафии Лан Ди, одержимый поиском магических зеркал. После такого Рё не может просто вернуться к прежней жизни: он решает отыскать убийцу и воздать ему по заслугам. В финале второй части к нему присоединяется милая девушка Лин Шэньхуа, что снилась герою ещё в первой Shenmue, и вместе они отправляются в китайскую деревушку, где раньше жил и учился Лан Ди.
Здесь заканчивается вторая глава саги — и ровно с этого момента стартует третья. Отец Лин пропал без вести, и парочке нужно его найти: он много знает о таинственных зеркалах, за которыми охотится злодей, и был хорошо знаком с отцом главного героя.
Чтобы достойно противостоять врагам, придётся попотеть. А учитывая, что туториала и обучения не припасли, игрокам, пропустившим предыдущие части, будет непросто
Shenmue III — запутанная детективная история, где предстоит много общаться с местными и искать улики, чтобы раскрыть загадочное исчезновение деревенских каменщиков. К сожалению, рассказывают эту историю возмутительно неторопливо, а сюжета, несмотря на количество диалогов, катастрофически мало. Герои раскроют одну маленькую тайну, но взамен получат ещё несколько, в то время как ответов на главные вопросы по-прежнему нет. Всё сводится к тренировкам, стычкам со злодеями, беготне по квестам от мастера боевых искусств, новым стычкам со злодеями… а потом открывается другая локация, где цикл повторяется заново вплоть до финала. Третья часть серии не припасла ни интересных сражений, ни любопытных поворотов сюжета — и это немного не то, чего фанаты ждали от Ю Судзуки последние восемнадцать лет.
Недостатки куцего сценария постарались замаскировать, подавая его маленькими порциями и регулярно отвлекая игрока на рутинную шелуху: десятки мини-игр, обход магазинов, бесконечные разговоры, тренировки… Готовьтесь постоянно искать, где бы подзаработать, играть с детьми в прятки, ловить куриц и обшаривать помещения в поисках улик. И последнее утомляет поболее всего остального. Как и в предыдущих частях, Рё по-прежнему может открыть каждую тумбочку и шкафчик, взять предмет, покрутить его в руках… только вот делает всё о-очень медленно. Как-то раз я убил добрых полчаса, чтобы обыскать одну комнату и найти сюжетно важный предмет; такие моменты заставляют почувствовать себя настоящим детективом, но по факту это лишь искусственное затягивание короткой игры.
В 1999 году эта механика будоражила воображение, но сейчас скорее раздражает
Работа, дом, тренировки
В игре всего две крупные локации, и они вышли на удивление приятными. На первый взгляд, Shenmue III кажется ремастером игры двухтысячного года, где подтянули цвета и текстуры, но после двух часов любования пейзажами всё желание ругать графику улетучивается. В деревне Байлу показывают аутентичную китайскую глубинку, не тронутую урбанизацией, и местные виды располагают к неспешным прогулкам под завораживающую музыку. В портовом городе Ниаову нас ждёт куча пёстрых лавок на уютных улочках, а храмы на реке так и просятся на скриншот.
Как и двадцать лет назад, многие треки хочется загрузить на плеер, пусть местами они и вызывают в памяти Final Fantasy VII и Yakuza
Местные обитатели старательно симулируют жизнь, после завтрака разбредаясь по своими делами. Дети изучают боевые искусства, старики коротают время за играми, женщины стирают и готовят. Кто-то рыбачит, кто-то продаёт еду, а под вечер все собираются за общим столом, чтобы поужинать и разойтись спать.
Заговорить можно с каждым аборигеном, и теоретически они должны помогать Рё с завершением очередного квеста: подсказывать, где найти нужного персонажа или определённый дом. На деле приходится носиться из одного конца деревни в другой, разыскивая того, кто поделится хоть сколько-нибудь полезной информацией, — привет, очередное растягивание игрового процесса.
Сами диалоги тоже донельзя затянуты, и не потому, что каждому герою потрудились прописать сотню реплик, а из-за долгих пауз между репликами и невозможности пропустить фразы. Да и слабо проработанные модельки персонажей, в отличие от пейзажей, совсем не радуют
Игровой день заканчивается быстро, а с наступлением темноты Рё бросает все дела и идёт домой. Наутро игроку дают выбор: отправить героя упражняться в боевых искусствах, послать на работу или бежать по сюжетному заданию. Пренебрегать ни одним из этих занятий не стоит: первая же драка с бандитами может закончиться плачевно, если предварительно не потратить пару часов реального времени на тренировки, да и денег вначале катастрофически мало. Чтобы заработать жалкие копейки на пучок чеснока, приходится рубить дрова, драться на арене, ловить рыбу и уток. Впрочем, настоящее состояние можно сколотить на азартных играх и продаже ценных предметов.
Например, стоит потратить несколько дней на сбор трав и кореньев, чтобы потом загнать их торгашам или сварить редкие снадобья. А на этой азартной игре можно неплохо подзаработать, если подмазаться к местной гадалке
Время от времени Рё будет сражаться с головорезами и мастерами кунг-фу. Боевая система отдалённо напоминает Virtua Fighter: новые умения покупаются за местную валюту, а затем оттачиваются в дружественных спаррингах. Чем выше уровень приёма, тем проще запомнить тайминги и комбинацию кнопок, чтобы применить его против недруга. Вместо индикаторов здоровья и выносливости тут единая шкала энергии: если постоянно бегать, то, случайно нарвавшись на драку, будьте готовы проиграть её за пару ударов.
Укрепить силы помогут спарринги и избиение деревянных мок-ян-джонгов, а заполнить опустевшую шкалу — сон и еда. У каждого продукта своя степень сытности: например, чеснок, по мнению разработчиков, намного питательнее и полезнее яблок или баклажана. В итоге игра превращается в полную симуляцию жизни: поспал, поработал, потренировался, поел, поработал — и снова спать. Безо всей этой рутины до финала можно попросту не добраться.
Простая мини-игра поможет Рё реже уставать и тратить меньше денег на еду
Старый, но не бесполезный
Несмотря на разнообразие механик, все они безнадёжно устарели. Это в двухтысячном году QTE, правдоподобное окружение и куча мини-игр казались чем-то новым и удивительным. Сейчас этого добра пруд пруди — а вот топорная анимация, ужасный интерфейс, проблемные диалоги и утомительная бытовуха вызывают смутное желание запустить что-нибудь посовременнее.
При этом у Shenmue III есть забавный эффект: чем больше в неё играешь, тем глубже погружаешься. Ею невозможно проникнуться, играя пару часов в день, — зато просидев подольше, начинаешь чувствовать себя как дома. От рыбалок, тренировок, игровых автоматов или общения с прохожими получаешь больше удовольствия, чем от беготни по сюжетным квестам.
Shenmue III уродлива и прекрасна одновременно: ей плевать на современные стандарты и предпочтения игроков, потому что Ю Судзуки реализовывает свою мечту. Это стопроцентный продукт Kickstarter, игра, спонсируемая фанатами и созданная исключительно для них, фанатов. Она такая же долгая, медитативная и недружелюбная, как предшественницы: местами скучная, местами притягательная.
После релиза Ю Судзуки сказал, что с радостью возьмётся за четвёртую часть, если фанаты вновь профинансируют разработку. Однако если создатели и дальше будут топтаться на одном месте, не развивая серию, не привлекая новых игроков, у нас есть все шансы не увидеть конец этой истории. С таким подходом какой-нибудь Shenmue V придётся ждать ещё восемнадцать лет, а к тому времени приключения Рё Хадзуки точно будут выглядеть пережитком безвозвратно ушедшей эпохи.
Порадовало
Огорчило
Как мы играли
Во что: игра предоставлена издателем
На чем: PS4
Сколько: 21 час
Ачивка редакции
«Работа не волк»
Потратить неделю игрового времени на симуляцию повседневной жизни: с десяти утра до шести вечера колоть дрова, ловить рыбу, а остаток дня коротать за азартными играми.
О локализации
Её нет. Диалоги в игре просты, и базовых знаний английского хватает для понимания сюжета.
Вердикт
Shenmue III — это машина времени, которая отправит игроков в эпоху Dreamcast, когда и трава была зеленее, и истории рассказывались интереснее. Её можно бесконечно ругать за отсутствие былой оригинальности, размаха и инновационных идей, но главная проблема в том, что третья глава саги толком не двигает историю. Ярые поклонники серии получат удовольствие от возвращения в знакомый мир и медитативной симуляции повседневности — но, пожалуй, только они.